Участие в тендерах – отличная возможность расширить клиентскую базу и увеличить прибыль. Поэтому сегодня поучаствовать в электронных торгах стремится практический каждый бизнес – и малый, и крупный. Законодательство позволяет заявлять свою кандидатуру на торги в том числе и физическим лицам, и индивидуальным предпринимателям.
Практически все тендеры сегодня проводятся в электронной форме на специализированных виртуальных площадках. Для аккредитации на такой площадке требуется электронная подпись.
Электронная подпись – она же ЭП или ЭЦП (электронная цифровая подпись) – это уникальный код, при помощи которого осуществляется идентификация физического лица, ИП или представителя компании без личного присутствия. Получить ЭЦП может любой желающий, однако способы получения разнятся – как и сами виды ЭП.
В электронном документообороте используются два основных типа электронных подписей – простая и усиленная. Усиленная ЭП, в свою очередь, подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную. Для участия в тендерах – аккредитации на площадке и заверения документов – необходима усиленная квалифицированная подпись. В отличие от простой и усиленной неквалифицированной, такая подпись идентифицирует своего владельца и позволяет приравнять электронный документ к документу на бумажном носителе. Она имеет максимальную защиту, практически исключающую риск подделок.
Для создания усиленной квалифицированной ЭЦП применяются специальные криптографические средства, сертифицированные ФСБ России. И получить ЭЦП для электронных торгов можно только в государственном органе или удостоверяющем центре, имеющем аккредитацию Министерства цифрового развития.
С 1 января 2022 года изменился порядок выдачи электронных подписей юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Теперь получить сертификат ЭЦП они могут в налоговой инспекции. Физлица и сотрудники коммерческих предприятий по-прежнему оформляют ЭЦП в удостоверяющих центрах.
Чтобы получить ЭЦП в налоговой, индивидуальный предприниматель или руководитель организации должен обратиться в территориальный налоговый орган лично. Понадобятся паспорт и СНИЛС. Кроме того, для оформления электронной подписи необходим сертифицированный носитель информации. По сути, это флеш-накопитель, однако приобретать его следует в специализированных магазинах, которые реализуют защищенные носители, и внимательно проверять сертификат. Также потребуется лицензированное программное обеспечение – КриптоПро. Приобрести его можно в удостоверяющем центре.
Справочная информация по получению ЭЦП на сайте ФНС России
Налоговый орган выдает только одну электронную подпись на компанию (аналогично – для ИП). Скопировать код не получится – он надежно защищен от подобных действий. Поэтому, если планируется поручить оформление документов для тендера нескольким сотрудникам, то это необходимо учитывать. Можно приобрести отдельную электронную подпись для каждого сотрудника – в этом случае оформлять ее необходимо в удостоверяющем центре на уполномоченного сотрудника юрлица.
Физлицам, участвующим в электронных торгах, также необходима усиленная квалифицированная подпись для заверения документов. Многие физические лица сегодня пользуются Личным кабинетом на сайте ФНС России, отправляя документы онлайн и подписывая их неквалифицированной ЭП. Однако такая подпись не подходит для аккредитации на торговой площадке и подписания заявок.
Полноценной подписью для любого электронного документооборота является только КЭП (квалифицированная ЭП). Получив такой сертификат, его можно использовать и для заверения документов, передаваемых в налоговый орган через Личный кабинет.
Получить ЭЦП физическому лицу можно в любом удостоверяющем центре, имеющем аккредитацию Минцифры. Список таких центров можно посмотреть на официальном сайте ведомства.
Получить ЭЦП онлайн, без выезда в сам центр, не получится. Сотрудник центра в любом случае должен будет встретиться с заявителем, чтобы подтвердить его личность. Разговор по видеосвязи также не подойдет – только личная встреча. Если ехать в офис совсем неудобно или нет возможности, можно заказать выезд курьера на дом в подходящее время. В этом случае оформление подписи обойдется дороже, так как придется оплатить еще и транспортные расходы.
Большая часть процедур по оформлению ЭЦП все же выполняется онлайн. Чтобы получить ЭЦП удаленно, необходимо оставить заявку на выпуск сертификата на сайте выбранного удостоверяющего центра. При выборе лучше всего ориентироваться на тот центр, который ближе всего к месту жительства – чтобы сократить до возможного минимума расходы на курьера или поездку в офис.
Как только заявка будет подтверждена сотрудником удостоверяющего центра, нужно будет собрать пакет документов. Как правило, достаточно паспорта и СНИЛС, иногда могут дополнительно попросить ИНН. Документы можно принести в офис лично или отправить сканы.
После проверки документов сотрудник центра выставит счет на оплату. Получить готовый сертификат ЭЦП можно будет через 1-2 дня. Накопитель с сертификатом также содержит и программное обеспечение КриптоПро, которое автоматически установится на компьютер при подключении накопителя.
Нередко при оформлении цифровой подписи у заявителей возникают затруднения. Правила получения ЭЦП регулярно меняются, и сходу разобраться во всех нюансах бывает непросто.
Быстро получить ЭЦП для ИП помогут тендерные специалисты. На площадке Тендин можно буквально за пару минут найти профессионала, который подробно проконсультирует по нюансам и условиям оформления ЭП, расскажет о том, какую подпись выбрать и как ее получить, поможет с подготовкой документов и заполнением заявки на ЭЦП.
Список тендерных специалистов, оказывающих услуги по содействию в получении ЭЦП
Заявителю останется только встретиться с курьером удостоверяющего центра или подъехать в офис (в зависимости от способа оформления ЭЦП).